Возрождение Храма – возрождение духовности

Историю страны можно сравнивать с большой полноводной рекой, но начинается она с маленьких звонких ручейков. Это они, сливаясь в единый поток, образуют ту силу и полноту реки. История малой родины – это история страны. Как бы не менялся политический строй, какие бы не происходили события, историю своей страны составляют люди. В Давидовой «Псалтири» есть слова: «И память их род и в род». Что они означают? Эти слова произносятся в церкви, когда поминаются умершие, погибшие. Это призыв хранить из поколения в поколение память о своём роде. Многие исследователи считают, что именно этот фактор имел определяющее значение в выборе князем Владимиром Христианской веры. За нравственность и духовную чистоту в любом государстве отвечает Церковь.

Так сложилось, что после Октябрьской революции 1917 года новая власть целенаправленно стала изменять отношение к жизни. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а показать ничтожность их жизненных интересов. С отречением от «Старого мира» Евангельские заповеди, которые соединяли десятки поколений, были опиумом для народа.

К великому счастью прошли тяжёлые времена и наступило время возрождения Отечества. Обратившись к исторической памяти через исторические исследования, изучение книгопечатных изданий, интернет ресурсов, через встречу с теми, кто обратился к Христу удалось запечатлеть историю духовного просвещения и возрождения храма в честь Иверской иконы Божией Матери в селе Старые Арти.

Начало духовного возрождения в селе Старые Арти

Церковно-приходская школа

Обеспокоенный ростом числа земских народных училищ епархиальный училищный совет при поддержке губернских и уездных чиновников в противопоставление светскому образованию открывает пять церковно-приходских школ. Среди них в 1895 году Староартинскую.

Обратимся к книгопечатным изданиям и ссылки на информацию Интернет-ресурсов.

В с. Старые Арти в 1895 году была открыта первая церковно – приходская школа. Размещалась в частном крестьянском доме из двух комнат. Заведовал школой священник Кобяков Василий Степанович.

Очерки истории Артинского района. / Сост. Красильников Ю. И.- 2-е изд.испр. и доп.- Красноуфимск: Красноуфимская типограф. 2006.-743с.

Будрин Алексей Владимирович, 35 лет, исполняющий должность псаломщика Сарсинской Борисо-Глебской церкви: назначен (учителем) к Старо-Артинской школе грамоты с 13 сентября 1897г. по 2 апреля 1906г.

Папка на диске из ГАПО: Ф.352 Оп.1 Д.14 1911г. (файл 162)

Священник Матфей Прохорович Сыромятников, 40 лет состоит заведующим и законоучителем Старо-Артинской церковной школы с 10 декабря 1909 г.

Папка на диске из ГАПО: Ф.352 Оп.1 Д.14 1911г. (файл 168-169)

И.Д. псаломщика Михаил Фёдорович Пастухов, 40 лет: состоит учителем пения Старо-Артинской церковной школы с 1 января 1910 г.

Папка на диске из ГАПО: Ф.352 Оп.1 Д.14 1911г. (файл 169)

Священник Лавров Петр Александрович, 44 лет: состоял учителем Старо-Артинской церковно-приходской школы с 1 января 1910 г. по 24 мая 1915г.

Папка на диске из ГАПО: Ф.542 Оп.1 Д.2 1916г. (файл 35-38)

С 1915-1917 года Староартинской церковно-приходской школой заведовал священник Василий Семёнович Кобяков. Он же вел закон Божий. Чтение и письмо, церковно-славянский язык, основы арифметики, географии и российскую историю вели учителя Татьяна Михайловна Бажина и Зинаида Николаевна Ершова, обе из мещан Артинского завода.

Очерки истории Артинского района. / Сост. Красильников Ю. И.; Оформл. Красильникова Н.Р.; Редкол. Мотыхляев Н.В., Дианова Л.А., Омельков П.С и др.- Арти: АМО Артинский р-он, 2003. – 806 с.:ил.

История возникновения Иверской церкви в селе Старые Арти

Строительство Храма

Замысел о строительстве Храма вынашивали Бугуев Митрофан Игнатьевич вместе с Горкуновым. Но в ходе совместных переговоров возникло некое несогласие и продолжил строительство Митрофан Бугуев с братом. По свидетельствам сторожил строить церковь были наняты вятские мужики. В книге «Очерки истории Артинского района» можно проследить откуда в Артинский район прибывали переселенцы. На 51- й странице есть сведения о заселении района пришлыми переселенцами. Среди них есть и вятичи. Это подтверждает, что вятские мужики проживали в здешних местах и могли быть наняты на строительство церкви. Были среди них и мастера, знающие толк в плотницком деле. Отсюда и присказка не зря в народе ходит «вятские мужики — хватские». Храм строился на скудные пожертвования мирян под личным и хозяйским доглядом Митрофана Игнатьевича. Свидетельство Михаила Дмитриевича Истомина. Дед мой Дмитрий Дементьевич так вспоминал Митрофана: «Крутило был мужик!» Это скупая мужицкая похвала в самом добром смысле слова. Добрая слава была о нём в селе, потому и нанимались к нему в работники не только свои, но и приезжие люди. Среди земляков он пользовался большим уважением.

  1. с. Старые Арти, Иверская церковь, деревянная, построена 1908 г. Престол 1. От консистории 266 в., от благочиния 66 в. 1 священник и 1 псаломщик. Священник Матфий Прохорович Сыромятников 40 л., ок. Бл. уч. сем. имеет серебр. медаль с надп. «за усердие». Псаломщик Михаил Феодорович 40л..

  Древо Открытая православная энциклопедия http://drevo-info.ru [1].                                        

Село МО «Артинский ГО», в 12 км на Ю от поселка Арти, вытянуто на 6 км преимущественно вдоль левых берегов реки Артя. Основано в 1782г. как село Артинское, позднее переименовано в село Старые Арти. В 1910 г. построена Иверская церковь, деревянная, 1-престольная. Закрыта в 1935 г., использовалась под зерносклад. Сгорела. Силами прихожан в 2003 г. построена новая деревянная церковь.

Первоначальный архитектурный вид Иверской церкви. Фото Игоря Павловича Чухарева.
Примерно 1939 год.

Из послужных списков Иверско — Богородской церкви, с. Старые Арти, за 1910 год

Священник Матфей Прохорович Сыромятников, 40 лет — служил в сем храме с 10 декабря 1909г.

И. д. псаломщика Михаил Фёдорович Пастухов, 40 лет-с 14 декабря 1909г.

Церковный староста Митрофан Игнатьевич Бугуев, 60 лет с 1 августа 1909 г.

Просфорня Екатерина Андреевна Байдосова, 28 лет с 1 января 1910г.

Диск из ГАПО: ф.352 Оп.1Д.14 1911г. (файлы 168-170)

Иверская церковь, деревянная, 1-престольная

Построена в 1910 году.

Освящена в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1934 г. запрещен звон.

Закрыта в 1935 году.

В до военное и после военное время сороковых годов в церкви была школа. Обучались 4,5,6 классы.

В дальнейшем долгое время в храме находился зерносклад и стройматериалы.

В 70-х годах случился пожар и от здания поруганной церкви остались обгоревшие руины, в дальнейшем разрушившиеся до фундамента.

В 1996 году принято решение о передаче участка земли, на которой находились останки прежнего храма, приходу для строительства новой церкви.

Строительство храма велось собственными силами сельского прихода, и полностью завершено к осени 2003 г.

Информация из исследовательской работы кадетской казачьей школы во имя страстотерпца царевича Алексия. 

В 1910 г. в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы построена Иверская церковь, деревянная, 1-престольная. Закрыта в 1935 г., использовалась под зерносклад. Сгорела. В 1996 г. образован приход во имя Иверской иконы Божией Матери. Силами прихожан в 2003 г. построена новая деревянная церковь.

Рундквист Н. Свердловская область от А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия/Н.Рундквист, О. Задорина. — Екатеринбург: Квист,2009,-300с.

Красноуфимский уезд.

  1. зав. Арти, Введенская церковь, дерев., постр. 1860 г. Прест. 1. От конс. 250 в., местопреб. благоч. 1 свящ. и 1 псал. Свящ. Михаил Андр. Распопов 43 л., об. в П. дух. уч. Исп. дол. псал. Никита Ант. Козлов 46 л., дом. обр.

Справочная книга Пермской епархии на 1912 год.

Священник Михаил Андр. Распопов 43 л., об. в П. дух. уч.

Провел таинство крещения в Иверской Богородской церкви, села Староартинское, Кунгурского уезда, Уральской губернии, Артинской волости. О чем свидетельствует оригинал документа Свидетельство о рождении за №45 выданное от 14 апреля 1926 года на имя Горкуновой Марии за подписью священника Михаила Распопова.

Воспоминания жительниц села Старые Арти

В старину люди в деревне строго придерживались веры. Соблюдали посты, церковные праздники. Вспоминает Фефелова (Байдосова) Татьяна Викторовна. (Год рождения 1911). В отцовском доме веру во Христа чтили. Отец мой Байдосов Виктор Ипатович не принял советскую власть ушёл с белыми. Служил комендантом. Погиб на Дальнем Востоке о чём было письменное извещение матери от командования. Молоденькой девчонкой ходила в Храм служил у нас в то время отец Михаил. Добрый был батюшка. А как доброго человека забудешь. Мы с подружками пели на клиросе. К Пасхе готовились торжественно, ходили на «спевки», читали особые молитвы на распев. Наряды были простенькие, а все же одевались в самое лучшее, в косы вплетали красные ленты.  На Пасху колокольный звон стоял на всю неделю. Был свой звонарь.  Да разве услышишь в нынешнее время такой звон? Помню, как церковь разоряли, тем кто разорял добра за это пакостное дело не было. Иконы жгли за рекой в «ареме». Разорили Храм. Стали меньше молиться, побаивались люди. Время было неспокойное. Вот так потихоньку начала от веры удаляться. Верила, но уже без того усердия. Замуж вышла, семья пошла, только успевай, крутись по хозяйству.

А батюшку нашего забрали в 1936, толи 1937 точно не помню год, стара стала, память не та, где сгинул батюшка неведомо. Потом война началась, в деревне о Боге в каждом доме помнили. Молились за ушедших на фронт. На одной вере, гнилой картошке, «туранде» (запаренный зерновой жмых) да пиканах выжили, от того и зовут Староартинских жителей «пиканниками».                      

 (Запись сделана в июне 2004 года В.В. Яркиной)

Примерно в начале 20 — х    к концу 37 года в Храме служил священник отец Михаил. Хорошо его помню, вспоминает Истомина (Горкунова) Мария Михайловна (Год рождения 1926). В 1935 году летом крестили в Храме брата Ивана. Храм в то время уже не действовал, но батюшка на свой страх и риск совершал требы прихожан. Жил он в последние годы при Храме в сторожке. Прислуживала ему Елена, помогала совершать разного рода требы, пела с певчими на клиросе. Жила она за рекой, ныне улица Заречная. Отец Михаил   бывал часто в родительском доме, имел общение с дедушкой Горкуновым Петром Ивановичем. Батюшка бабушку звал Захаровна, а я по малолетству спрашивала мать: «Почему батюшка старую маму Захаровной обзывает?». Она смеялась и говорила: «Что ты, это он уважительно по отчеству её величает». Батюшка был очень добрый, и я часто бегала к нему в Храм. Он нас ребятишек любил и вразумлял, разрешал бывать нам на колокольне. В церкви мы не шалили, слушались его во всём. Сама церковь была обнесена красивой оградой. Ограда была сделана из фигурного штакетника, покрашена зелёной краской, как и сам Храм. На всех столбиках оградки стояли крестики. Вокруг росли деревья. Рядом за оградой была обустроена площадка для конской привези. Чтобы прибывшие из далека прихожане могли расположить свои подводы.  Под тополем схоронен Бугуев Митрофан основатель сего Храма. Радуюсь, что Храм восстановлен на прежнем месте и тому, что в настоящее время там идут службы. Как в старину наши предки говаривали, без Бога не до порога. А это истинно так.           

(Запись сделана в мае 2010 года. В.В. Яркиной)

Певчие на клиросе до периода репрессий.

Фефелова Татьяна Викторовна
Панова Агния Ипатовна
Берсенёва Аксинья Севастьяновна
Панова Раисья Тимофеевна
Рябухин Иван Дмитриевич (звонарь)
Рябухин Николай Дмитриевич (сын Ряб. Конст. Ник. Третьякова Мария Конст.)
Зотов Иван (звонарь)

Репрессии. Разорение Храма

Первая волна гонений на Церковь. В 1929 году государство начало последовательную антирелигиозную компанию. 8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли закон «О религиозных объединениях», по которому церковь стала полностью подконтрольна государству. Религиозные общества обязывались не заниматься никакой иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозной потребности верующих и только в пределах молитвенных зданий. В это время были закрыты почти все крупные храмы Среднего Урала, в городах, рабочих посёлках. Сложнее дело обстояло в сельской местности, где религиозно настроенное население активно выступало против закрытия церквей.

Вторая волна антирелигиозного наступления обрушилась на Церковь в 1932 году. В мае было объявлено о начале безбожной пятилетки.

Третья волна гонений обрушилась на Церковь в 1935 году. Возобновились аресты священнослужителей и мирян – активных членов приходских советов.

Четвёртый удар по церкви был самым сокрушительным и беспощадным.

Главной акцией 1937-1938 гг. на Урале стала операция по массовому репрессированию активных антисоветских и уголовных элементов, осуществлённая согласно оперативному приказу НКВД СССР № 00447 от 30 июля 1937 г. Был сфабрикован материал о существовании в Москве Объединённого церковно-политического центра, возглавляемого митрополитами Сергием (Старогородским) и Алексием (Симанским).

Так в период экспроприация (лишение собственности) в Старых Артях из Храма, на скудные пожертвования селян было изъято – серебра; 4 фунта и 79 золотников.

Фунт старая русская мера веса, равная 409,5 грамм (1кг.638гр. серебра)

Золотник старая русская мера веса, равная 1/96 фунта или 4,26гр. (336,54 гр. золота)

Истомина (Горкунова) Мария Михайловна была очевидцем, когда колокола с Церкви снимали.

Было это осенью вспоминает она. Как раз месяц проучилась в Артях в 7 классе и ушла работать на ферму. По причине того, что далеко и несподручно было добираться до Завода. Так посёлок Арти раньше в деревне звали. Шли с работы с Токписевой Евдокией.  Было это примерно в 1939 году. Если посчитать примерно по моим годам так и получается. Сняли колокола точнее сказать сбросили. Вначале они лежали возле церкви. Потом их не стало, увезли куда-то. Крышу в этом месте где были колокола нарушили. Тяжелым и безрадостным это было зрелище.

Иконы из Храма. У матери Крашенинникова Виктора (Паруши) Прасковьи Семёновны была большая храмовая икона взята на сохранение. (дом их был где сейчас живёт Чебыкин А.И.)

Школа в Храме в довоенное и после военное время учились Лида Первушина, Нина Крашенинникова и многие другие.

                                                                        Свидетельство Истоминой (Горкуновой) Марии Михайловны

Попали под репрессию Федяков Павел. По разговорам среди людей якобы нашли некие записи в церковных книгах, что он помогал в Храме.

Рябухин Яков Тихонович за то, что много говорил не лестного о власти. По доносу забрали, оба не вернулись.

                                                                                     Свидетельство Изгагиной (Рябухиной) Марии Фёдоровны

Возрождение нового Храма

На заседании Староартинского сельского совета в 1996 году было решено начать строительство церкви в честь Иверской иконы Божией Матери. Взялся за это нелегкое дело Панов Вадим Семёнович, который был избран на сельском сходе на должность главы сельской администрации. Он же является старостой приходского совета общины. Приняв решение о передаче участка земли, на которой находились останки прежнего храма приходу, для строительства церкви. Начало строительства освятил …………. Сельский приход был небогат финансами, крупных предприятий способных оказать материальную помощь нет. Поэтому строительство велось не так быстро, как хотелось. Всё приходилось делать своими руками. Сами кряжевали лес на выделенной делянке, сами вывозили и обрабатывали его. Сами вели вручную закладку фундамента на месте прежнего из природного камня «плитняка» В закладке фундамента участвовали не только мужчины, но и почти весь женский состав общины. На добровольные пожертвования местных предпринимателей и простых прихожан были возведены стены. В 2002г.04.05. в храме сложена печка «голландка» местным мастером   Щербак. В храме появилось тепло. Начались службы. Средств нужно было много. В 2003 году к престольному празднику в честь иконы Иверской Божией Матери основные работы в храме были завершены. Храм возродился засиял. Возвышается он на месте разрушенного радуя своим сиянием прихожан. И снова идут к храму люди.  Храм окормляли протоиерей Игорь Загайнов, иерей Михаил Бочкарёв, иерей Владимир Сулеменев, иерей Димитрий Сулеменев. В настоящее время службы ведёт иерей Роман Маньшин.

Фундамент снесённой Иверской церкви в селе Старые Арти стал надёжной опорой для возведения нового сельского храма //Православная газета. – 2003 от Р.Х.- №42. (отрывок текста)

Епископ Евгений совершил Божественную литургию в храме Иверской иконы Божией Матери села Старые Арти