деревня Верхний Бардым Артинский район

По данным «Списка населённых мест Российской империи Пермской губернии», изданного в Санкт-Петербурге в 1875 году, в селении Верх­ний Бардым, на реке Бардым, имелось 55 дворов и 328 жителей, в том числе 153 мужчины и 175 женщин.

В 1909 году здесь было уже 94 крестьянских двора и 566 жителей, в том числе мужчин — 269 и женщин — 297 человек. Селение входило в Манчажскую волость, состояло из одного — Верхнебардымского сельско­го общества. Проживали государственные крестьяне по национально­сти черемисы. Расстояние до волостного центра 12 вёрст, до уездного — 40 вёрст, Там же находилась и ближайшая больница.

Удворной пашни не было, а полевые земли располагались чересполосно с угодьями деревень Конёво, Петухово, Камаево, Симинчино, но на душу населения полагалось по 20 десятин, а покосов — по одной десятине на душу. Поскотину содержали общими силами. Общество имело одного обдирщика, одного рыболова, одного сапожника, одного шерстобита. Ос­тальные занимались хлебопашеством, кроме этого: растили лён, коноп­лю и обрабатывали эти растения, ткали ткани и шили одежды.

После разгрома Пугачёвских армий и прошедших карательных экс­педиций царских войск по восставшим губерниям было сожжено и марийское поселение Манчаж в отместку за активное участие марийцев в Пугачёвском войске. Оставшиеся в живых семьи переселились подальше от страшного места и, подобрав удобное и скрытое в лесах место на речке Бардым, поселились на свободной земле. Люди снова отстроили дома, селение росло. По одной из версий, название деревни произошло от вопроса испуганной женщины, которая случайно обнаружила это селе­ние в утреннем тумане, к марийской женщине. Показывая рукой в сто рону деревни, она спросила: « Что это — пар, дым?» Она ещё помнила, как выжигали марийские деревни. Марийская женщина, не поняв язы­ка, повторила два последних слова: «Пар. Дым.». Так и утвердилось это случайное название: Пардым, а со временем — Бардым.

О революции в деревне узнали только летом 1918 года, когда по стра­не катились волны белых и красных воинских частей с переменным успехом. С большим трудом поверили, что красные — это и есть новая власть, власть рабочих и крестьян. Большинство жителей деревни были людьми бедными, они искренне поверили в новые перемены. А потому, как только белые вновь вернулись в селение, полилась кровь: у одного бедняка были зарублены на глазах родителей четыре сына, не успевшие укрыться. Но не повезло и палачу — поймали его односельчане, когда не успел он увернуться от красных, и отрубили ему голову.

Годы перемен, годы коллективизации были трудными годами жизни деревни. Уполномоченные из района принуждают вступать в колхоз, угрожая непосильными налогами. И крестьяне то уводили единствен­ную коровёнку и единственную лошадёнку на общественный двор, то, тайно сговорившись, разбирали их обратно по домам.

В конце концов, образовался колхоз «У вий» во главе с председателем Семёновым Сташкой. Люди начали верить в рациональность коллек­тивного труда. С увеличением численности колхозников колхоз пере­именовался в «Мировой октябрь», а после укрупнения в 1950 году — в «Завет Ильича». Председателем избирается Петрованов Илишка. На полях стали работать трактора Манчажской МТС.

На защиту Отечества в войне 1941-1945 годов маленькая марийская деревушка отправила 85 своих мужчин, и первыми из них были Андре­ев Семён и Семёнов Алексей. На войну забирали не только людей, но и лучших лошадей. И остались на полях войны 63 человека, в т.ч. и Семё­нов Алексей.

Только 22 человека пощадила война, сильно покалечив тела и души этих людей. И среди них — Илья Николаевич Каптиев.

Источник: «Очерки истории Артинского района», с. 733-735