Первая волна миграций была угрофинская – это были удмурты и марийцы, марийцы шли двумя направлениями – через Кунгурские земли и по северу Башкирии.
Андрейково было заселено примерно в 1689 году, кунгурскими марийцами, т.е. нашей деревне не менее 319 лет. По преданию, основателями были два брата: младший Федосей и старший Андрей. Именно в честь его и была названа.Первоначальное поселение было выбрано на месте нынешней деревни Волокушино, но их животные оценили пойменные места реки Карзя с сочными травами и чистой водой, и братья переселились на, то место, где сегодня стоит деревня Андрейково.
Люди пришли сюда в поисках необходимых мест из лесных районов, северных земель на обширные здесь лесостепи.Залежные земли, достаточно леса на строительство жилых построек, обилие дичи, грибов и ягод привлекали сюда людей. Строились в основном на левом, возвышенном берегу реки, но постепенно селение заняло и правый берег, и вот уже более трех веков люди живут на двух улицах – Заречная и Эрыкана. Всяк кто едет по нашим краям обязательно проезжает по улице Эрыкана. Вначале нашего путешествия мы поведаем легенду о названии этой улицы, так как это гордость нашего села. Ведь улица названа в честь первого писателя деревни Алексея Николаевича Семенова (Эрыкан,1912-1957г. г.) — одна из самых трагических фигур в марийской литературе.
Сын сельского учителя, уже в 12 летнем возрасте опубликовал в газете «Марий Ял» (Марийская деревня) своё первое стихотворение. А в 1923 году стал автором напечатанного в литературном журнале «У вий» (Новая сила) романа «В огне борьбы», о становлении колхозного строя в одном из уголков среднего Урала. Он писал очерки и рассказы, перевёл роман Шолохова «Поднятая целина», произведения М.Горького, Н.Островского, В.Гюго.
Но 15 июня 1937 года Эрыкан, работал заведующим сектором литературы республиканской газеты «Марий коммунал», был арестован по сфабрикованному обвинению в принадлежности к подпольной националистической группе. За этим последовали долгие десять лет сталинских лагерей.
Алексей Николаевич после ареста, уже из концлагеря, пораженный бездушием, кровожадностью репрессивной машины, неоднократно пытался доказать свою невиновность и обратился к «самому» Сталину.
Цитата из письма: «Я обращаюсь с просьбой именно к Вам только потому, что все мои ходатайства остаются без последствий, и я теряю всякую надежду на получение возможности защищаться и доказывать свою непричастность к тем мерзостям, которые мне приписываются. Помогите мне возвратиться к горячо любимому делу и к своей семье, ежеминутно жить полнокровной жизнью, чтобы я мог полностью, до дна, использовать все мои силы на благо своей Родины, а если понадобится — чтобы я смог достойно встретить смерть лицом к лицу в любимом месте — на поле битвы или на трудовом посту – лишь бы смерть эта была озарена великой идеей коммунизма».
Но не услышал «великий кормчий» эту мольбу, написанную в сибирских лесах под Тайшетом в 1939 году. Копия этого письма, переписанная рукою жены Прасковьи Яковлевны, более полувека пролежала в домашнем архиве, а само письмо было привезено ею из Сибири и отправлено почтой в Москву в кремль.
После освобождения работал в школе деревни Пантелейково Артинского района, где и написал повесть «Фронтовик» о жизни послевоенной уральской деревни. Но через год, в июле 1949 года, он был сослан на вечное поселение в Красноярский край. В неимоверно трудных условиях ссылки он продолжал работать над первой книгой романа «Чолпан Иван» и восемью главами нового романа «Очищение».
Со смертью Сталина открывались ворота концлагерей, но полную реабилитацию и восстановление всех своих прав он получил только в январе 1957 года.
Но судьба распорядилась по-своему: уже имел на руках все документы о реабилитации, Алексей Николаевич, вместе с другими рабочими леспромхоза отправился на воскресник по заготовке леса и был убит свалившимся на него деревом.
В память о своем земляке и в знак признательности, андрейковцы назвали свою главную улицу фамилией первого писателя деревни Андрейково. Улица Эрыкана.
На востоке, за горной грядой в сторону деревни Усть-Кишерть мы можем наблюдать возвышенность «Автол курык» — гора Абдулла, высота которой 412,1 метров -это самая высокая точка в Артинском районе; принадлежала казылбаевским башкирам — вотченникам. Один из них имел имя Абддалах (Абдула), что и послужило названием горы. На южном склоне этой горы были богатые урожаем вишневые заросли. Кроме того, на горе водилось много змей. Старые люди говорили, что были очень крупные ядовитые пресмыкающиеся, но с развитием сельского хозяйства (внесением удобрений на поля) змеи исчезли. Хотя в последние годы, говорят грибники, что опять встречались со змеями.
В стороне видна «Агытан корем и агытан курык» — Петушиная гора. Говорят, что в старину владелец этих земель по оплошности просыпал часть собранного урожая, и чтобы добро не пропало даром, он из деревни привез всех кур с петухом, которые склевывали зерно с земли. Видимо это продолжалось не один день, так как в старину спали во время страды прямо в поле. Близкие соседи услышали такое необычное явление – в лесу поет петух, и поэтому и получилось такое название – Петушиная гора и лог.
«Изи курык» -Маленькая гора и лог – возвышенность на юг от гаража. В колхозные времена там было овощехранилище, некоторые старые люди считают, что там древнее захоронение, курган.
«Памаш корем» — Родниковый лог– в верхней части лога, который спускается к деревне Усть – Кишерть есть место, где в некоторые годы бьет родник, надо полагать, что в древности он бил постоянно, хотя по мере протекания он теряется в каретовых воротах.
Древние жители Андрейково поселились на башкирских землях самовольно, на этой почве были стычки с вотчинниками села Большекызылбаево, при одной из них погиб отважный воин, он похоронен на месте боя. Андрейковцы отстояли свои земли, семьи и жилища.
«Микытан курык и корем» — гора с двухсторонним спуском лог на заречной стороне деревни. На вершине горы есть клубничная поляна, в старину эту лесную ягоду собирали ведрами, а в неурожайные года сушеную меняли на свежую. И даже сейчас на этой горе очень много ягод.
«Сорем арка» — большое поле на заречной стороне деревни. В недавнем прошлом вся заречная сторона была огорожена, поэтому домашние животные были на вольном пастбище, а на этом поле редкие многолетние березы; коровы заходили на это поле по бродам, и вечером на правый берег реки подходили на дойку. Позже из-за уменьшений земельных угодий это поле было размежевано, поделено, а границы ограждения были отодвинуты на север. В древности был языческий обряд изгнания духов из деревни и жилища — «Сурем», за день до одного из главных праздников — «Кусо пайрам». Этот обряд соблюдают сылвинские марийцы, а кунгурские марийцы по какой-причине в Верхнем Бардыме и Больших Карзях.