Церковь начала строиться при заводе с 1792 года во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Ее корпус длиной 45,62 метра и шириной 15,65 метра с шатровым покрытием, в вышину 16 метров. Верх строения завершают три главы. Фундамент церкви клаДен из серого камня и кирпича. Освящена в 1796 году, 26 ноября.
Церковь Божия начинается с крыльца, покрытого двускатной крышей, в стенах нижнего этажа имеется окно, в правой части имеется комната сторожа с окном и печью. На верхнем этаже крыльца по два окна на обе стороны. Треугольник крыши поддерживают круглые столбы. Лестница на первый этаж выложена чугунными плитами, отлитыми на заводе.
На восток от входа над стеной второго этажа — небольшой карниз с крышей, покрытой тесом, над нею возводится башнеобразная колокольня — строение, переходящее в звонницу.
С двух сторон каждого этажа по семь окон. Оба купола как бы соединены двухэтажными стенами. На втором этаже средней части церкви расположены еще три окна с разноцветными стеклами с двух сторон, освещающими внутреннее помещение всеми цветами радуги. Над этой частью здания красиво вписывается полукруглая крыша зеленого цвета, над которой возвышается декор с главой большого размера в форме луковицы, окрашенной в золотой цвет с голубыми подсветками, над ним — изящный декоративный позолоченный крест, вышина в середине — 17,78 метра.
Внутри церкви имеется большая круглая печь, пол покрыт чугунными плитами, во всех окнах нижнего и верхнего этажей — железные решетки. С этажей имеются два выхода на полуденную сторону.
Церковь обнесена металлической оградой, отлитой на заводе из чугуна, укрепленная в небольшие кирпичные столбы.
Сия Церковь Божия во имя Пресвятой Богородицы внутри украшена многими иконами с изображением святых, а так же иконостасом с десятью образами святых в отдельных позолоченных рамках с зажимами, и иконостас, по полям окрашенный ярко-васильковой, нежно-зеленой красками, в коем вмещены 16 святых образов разной величины. Царские врата из алтаря в позолоте. Кйиг церковных — 33 в твердых кожаных и парчовых переплетах».
В 1920 году Советское правительство приступило к изъятию церковных ценностей. Из Артинской Введенской церкви изъято семь фунтов 89 золотников серебра, то есть три килограмма 235 граммов.
В 1929 году Артинский поселковый совет выносит решение о закрытии церкви. По воспоминаниям артинцев, звон большого колокола, весившего 328 пудов / 5,4 тонны/, в тихую безветренную погоду был слышен за 25-30 километров.
Наименование Введенская церковь получила после освящения 9 декабря /26 ноября/ 1796 года. Служба осуществлялась тремя священнослужителями. Авторитет церкви в народе был очень высок, верующие обращались сюда по многим жизненным вопросам. Церковь выполняла обязанности регистрации браков во время венчания, регистрации новорожденных во время крещения родившихся младенцев, регистрации смерти во время отпевания умерших, то есть выполняла обязанности ЗАГСа. Кроме артинцев, церковь посещали жители близлежащих деревень — Старых Артей, Чекмаша, Волково, Мараканово, Поползухи и многих небольших лесных поселков.
Началась подготовка к закрытию церкви. В 1928-29 годах священник Федор Михайлович Дружинин 1887 года рождения и его жена Ирина Григорьевна лишаются избирательного права. Вскоре священник арестовывается на пять лет. Причиной ареста послужил его отказ на требование не читать проповеди. Вызванный местной властью Федор Михайлович ответил: «Я получил сан священника и по долгу службы обязан выполнять обязанности, возложенные на меня службой». После отбытия наказания Федор Михайлович вернулся в Арти, а позднее жил в г. Златоусте, продолжал службу в сане священника. Во время репрессий 1938-39 годов вновь был арестован. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Были лишены избирательного права псаломщики Введенской церкви Иван Федорович Шаров и Александр Михайлович Глушков. Последний был арестован и осужден на 10 лет за отказ покинуть церковь и работать в учреждении. Срок лишения свободы отбывал на строительстве канала Москва-Волга. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он сообщил семье, что его скоро освободят: «Скоро буду дома, писем больше не пишите!» Домой Александр Михайлович не вернулся, дальнейшая его судьба неизвестна.
На площади перед нею развели огромный костер, выносили иконы, другие церковные атрибуты и бросали их в огонь. Артинцы запомнили это ужасающее зрелище, когда в пламени погибли исторические ценности, книги и иконы. Площадь была заполнена народом. Многие со слезами на глазах просили сохранить иконы, но отдавать что-либо категорически запрещалось. Многие обсуждали между собой совершившееся варварство, проклинали вершителей вандализма. В толпе слышались проклятия Сашке Саляхе (Александру Бусыгину). Это он спиливал крест с алтаря церкви. Кажется, чуть не упал. Он, проклятый народом, вынужден был покинуть Арти — даже соседи перестали здороваться.
Среди тех, кто выносил и бросал в огонь церковное имущество, в основном были дети участников гражданской войны — комсомольцев. По рассказам очевидцев, в этом черном деле участвовал Михаил Никитич Сороколетовских — сын Никиты Сороколетовских, казненного в сажинских лесах в 1918 году. Он вынес икону Божьей матери или Иоанна- Богослова высотой около двух метров, поднялся на гору (где раньше находился поселковый Совет) и покатился на ней. В народе пронесся крик: «Что он делает, останется без ног?» Это предсказание сбылось. Вернувшись с фронта Отечественной войны инвалидом, он перенес ампутацию одной, потом второй ноги и умер в страшных муках.
По воспоминанием очевидца П.А. Ручушкина, когда был сброшен главный колокол, то земля вздрогнула и пронесся гул, как стон над толпой, от колокола откололся большой кусок. Вскоре с церкви снимается верх, звонница, купола.
После закрытия здание церкви передается школе ученичества массовых профессий. Она содержалась на средства Уралметиза и готовила слесарей по металлу. С 1935 по 1936 год в нижнем этаже размещались производственные мастерские Артинской семилетней школы. Верхний этаж занимали пятые классы. С организацией в Артях Пристанинской МТС в 1936 году нижний этаж здания занимают производственные мастерские МТС , где в зимнее время проводили капитальный ремонт тракторов и комбайнов. В верхнем этаже размещалось общество ОСОАВИАХИМА со стрелковым тиром. В военные годы размещалась столовая механического завода.
В трудные военные годы многие вновь уверовали в Бога, увеличился приток верующих в православную церковь. В стране открываются некоторые церкви. В военные и послевоенные годы здание церкви пустует. Группа верующих обращается к руководству района с просьбой передать здание верующим, но им было отказано. Исполком райсовета принимает «мудрое» решение снести здание церкви, а материал использовать на строительстве Пристанинской МТС.
Источник: статья Е.Овчинникова /Артинская Введенская церковь// Добрый день. — 2001. — от 6 апреля С.4-5