Аэропорт п. Арти

У нас в посёлке был аэропорт. Работать аэропорт начал ещё в 30-е годы прошлого столетия. А вот рейсы на Арти появились намного позже – в 60-е годы. Здание Артинского аэропорта строил девятый, строительный цех Артинского механического завода. Здание аэропорта строилось под руководством Шевалдина  Михаила Никифоровича, приняли в эксплуатацию его в 1962 году. И в этом же году начали летать самолёты.

Артинский аэропорт был построен в очень красивом месте – на Симинчинской горе. Поднявшись на неё наш посёлок можно было увидеть со всех сторон, долго любоваться окрестностями, особенно гладью пруда. Автобусы в аэропорт сначала не ходили, люди добирались, кто как мог, но в 70-е годы пустили «маршрутку». Авиарейсами пользовались все, кому нужно было по каким-то делам в областной центр. Автодороги не было, автобусных прямых рейсов – тоже. Ездили через Красноуфимск, до которого нужно было добираться по пыльной дороге часа два, это в лучшем случае.  Из Красноуфимска на поезде ехали в Свердловск всю ночь. Если же ехали на автомашинах, то путь пролегал через д.Сосновку, и весь путь тоже занимал часов восемь. А тут самолёт: 45 минут — и ты в городе. Аэропорт «Уктус» располагался в Чкаловском районе Свердловска, а это значит, что пассажиры прилетали прямо в город, до центра-рукой подать, несколько остановок на общественном транспорте.

В посёлке осталось немного людей, которые в 60-70-80-е годы работали в аэропорту: Михаил Николаевич  Туканов , который работал в аэропорту радистом ,это были 1971-1972 и 1973 годы. Вторым радистом работал Валентин Шутов, директором аэропорта был Виктор Григорьевич Власов. На метеостанции работала Нина Звягинцева, техником был Николай Константинов, он чинил радиостанции, занимался профилактическими работами, его жена тоже работала на метеостанции.

Вот что рассказывает о своей работе Михаил Николаевич   Туканов: «Нужно было слушать радио, рацию. Оттуда приходили сообщения о том, когда вылетает самолёт, сколько на нём пассажиров, номер самолёта, номер рейса. Все данные заносились в журнал. Из Артей самолёт полетел – тоже всё сообщалось: какой рейс, сколько людей. Ещё в наши обязанности входило следить за посадочным полем. Мы устанавливали посадочный знак на поле буквой «Т» «против ветра. Знак устанавливался из специальных фигур, которые сделаны из плотного материала, похожего на пластик. Посадочных полос было четыре, все метров по пять. Увидев посадочный знак, самолёты заходили на посадку. К нам летали 12-местные самолёты марки АН-2. Билет стоил чуть более   четырёх рублей. Некоторые лётчики летали часто, годами, их мы уже знали. Коллектив аэропорта был дружный. Кроме основного задания аэропорта, было ещё машинное здание, где стоял генератор, и у метеослужбы было здание. Метеорологи надували зонды, запускали их, чтобы узнать скорость ветра, прибором следили за полётом зондов, определяли также облачность по приборам. В летнее время совершалось по 12 авиарейсов в день, зимой – меньше.»

Существовал также в нашем районе ещё один аэропорт, в с. Сажино. Из Артей самолёты залетали в Сажино, брали на борт сажинских жителей. Популярность самолётов в то время была большая, а самолётики АН-2 называли «кукурузниками». В те годы существовала технология опрыскивания полей с самолёта ядохимикатами, эта работа проводилась систематически, и такую картину, когда с самолёта летит белый порошок, видели многие.

Жители, имеющие коллективные сады, приноровились на самолётах отправлять в Свердловск вёдрами викторию, говорят, что это было очень выгодно, скупали её лётчики, да и сами артинцы летали в город торговать. Недалеко от Уктусского аэропорта был магазинчик, в котором и отоваривались. Привозили из города батоны колбасы, ведь в поселковых магазинах её вообще не было.

Разные воспоминания, связанные с аэропортом, возникают у населения. Его любили, им гордились, иногда на самолётные рейсы возлагались большие надежды, когда нужно было попасть в город.

Прекратились полёты в середине 80-х г.г. XX века, это было в первую очередь связано с тем, что появилась дорога до Свердловска, которая стала занимать меньше времени, чем раньше. Также осложнилась экономическая ситуация в стране и посёлке, которая привела к кризису, в том числе и воздушных путей сообщения и самолётов.

Источник: статья Черепанова Т. / Летайте самолётами «Аэрофлота» // Артинские вести. — 2017. — № 12(9809) от 10 февраля С.6

Фотография Аэропорта в 1963г

Фотография места, где находился Аэропорт в 2020г.