село Малая Тавра Артинский район

Моя родина, где я вырос, выучился, живу и работаю, — небольшое село Артинского района Свердловской области. Называют его по-разному: Малая Тавра, Изи Тавра, Ака Тавра, Акыдра. Интересна история его возникновения.

О его происхождении в народе бытует легенда следующего содержа­ния, которую в 60-х годах рассказал старейший житель этого села Ахвадиев Малекбай. Раньше люди ходили таборами. Один табор остановил­ся на красивом месте между холмами, в тайге у речушки, которая впа­дает в реку Ай Башкирской республики. Ныне эта деревня называется Жвакино. Население росло. Стали жить вместе русские и марийцы. Но земли свободной не стало, и русские прогнали всех марийцев. Марийцы далеко не ушли. В двух километрах восточнее обосновали другую дерев­ню, которую назвали Большая Тавра. Но не все остались там. Багыш и Пакма со своими семьями ушли к реке Ока — обосновалась деревня Багышково. А Токтар со своим братом обосновался в 9 километрах восточнее, у другой речушки. Там образовалась другая деревня — Малая Тавра. А название трех деревень: Русская Тавра, Большая Тавра, Малая Тавра произошли, видимо, от того, что первый основатель Русской Тав­ры сказал: «Я основал табор». И марийцы назвали село Большой Та­бор. А Токтар со своим братом — Малый Табор. Затем стали говорить «Табора», что вследствие неграмотности людей и в ходе изменения про­изношения из «Табора» получилось слово «Тавра».

По другой версии, это слово происходит от башкирского «Тау-ара», что в переводе означает «поселение среди гор». Раньше на Урале жили башкиры и татары. Они давали свои названия поселениям. Например, деревня Сарсы Красноуфимского района получила название от башкир­ского «Сар-саз», что означает «желтое болото».

Перелистывая книгу «Большая Ока» Б. Давлетбаева, уроженца села Большая Ока, кандидата исторических наук, доцента Башкирского госу­дарственного педагогического института, я узнал следующее.

В двух километрах от Большой Оки на основе договора 6 февраля 1761 года вотчинников Кызылбаево, Оки и Азикеево (деревни Башки­рии) с марийцами Багышем Митряевым, Яшкой Митряевым возникло Багышково.

Недалеко от Оки по договорному плану 6 февраля 1761 года возник­ли еще два крупных марийских селения: Большая Тавра и Малая Тав­ра (Ака Тавра). Жители этих деревень внесли 7 рублей начального взноса и обязались платить ежегодно башкирам деревень Кызылбаево и Оки по 3 рубля.

Население этих деревень быстро росло. В «Списке населенных мест Пермской губернии» за 1904 год приводится таблица «О населении Большеокинской волости». Из него видно, что в Малой Тавре тогда прожива­ло 1179, а в Багышково — 862 человека. Для сравнения: в настоящее время в Малой Тавре проживает 870 человек, а в Багышково — 490. За годы Советской власти население этих деревень намного уменьшилось в результате голодных 1921 — 22 годов и 1930 — 31 годов, репрессий, гражданской, Великой Отечественной войн.

Как известно, 20 марта 1919 года было подписано «Соглашение цент­ральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской автономной Башкирии», по которому туда вошли деревни волостей Крас­ноуфимского уезда: Болыпеокинской, Азигуловской, Ювинской, Новозла- тоустовской, Манчажской, Сажинской, что вызвало много неудобств. На­селение Красноуфимского уезда стало жаловаться и обращаться в Мос­кву с просьбой вернуть их в Пермскую губернию. В итоге появился дек­рет ВЦИК о введении деревень этих волостей в состав Пермской губер­нии, и Большая Тавра, Верхнее Рыбино, Нижнее Рыбино, Байбулда и Багышково были введены в состав этой губернии.

С середины 18 века на башкирские земли начали приходить беглые крестьяне Среднего Поволжья, которые из-за оброка пускались башки­рами в их вотчины и записывались губернской администрацией в спе­циальные тетради — дэфтер. Отсюда, по мнению некоторых исследовате­лей, и происхождение слова «тептяр». Тептярями-марийцами во второй половине 18 века были основаны ряд деревень.
Эти населённые пункты развивались своим путём. Но их не обошли события, происходящие на Урале в 17-20 веках.

Об участии наших предков в Пугачёвском восстании можем судить по косвенным материалам. Деревни Малая Тавра и Багышково в мо­мент этого восстания были малочисленны, т.к. с начала образования этих деревень прошло всего 12 лет. Но по мобилизации в окрестных селениях из каждых двух дворов по одному человеку в пугачёвские вой­ска людям родов Токтара, Товая и Багыша пришлось участвовать.

Земли здешних мест отличались хорошим плодородием, давали бога­тый урожай, да и люди научились работать на земле. Собранный уро­жай хранили, кто как мог. Но по указу о строительстве запасных хлеб­ных магазинов в 1835 году (общественные амбары для запасного хлеба, для страховки от стихийных бедствий, неурожаев) стали строить такие амбары. Все, кто сеял, собирал урожай, обязаны были сдавать туда часть урожая, чтобы обезопасить себя в будущем. По этому случаю были пост­роены в Малой Тавре, в начале первого оврага по дороге в д. Багышково, большой склад, амбары, избушка для работников и охранника. Заработ­ную плату им платили зерном из этого собранного урожая. Крестьяне сначала возмущались, думая, что это очередная кабала, превращение их в удельных крестьян, т.е. в крепостных, работающих на царский двор, на помещиков, и что это насильственное крещение язычников-марийцев в христианство. Волнение, восстание, вспыхнувшее в 1835 году в Боль­шой Оке, в 9-и километрах от д. Малая Тавра (Ака-Тавра), и в других местах Башкирии, защитило их, и уральские крестьяне не стали крепос­тными. А марийцы деревень Большая Тавра, Малая Тавра, Багышково, Сарсов и других марийских деревень Урала отстояли веру свою до на­стоящих дней.

Сейчас эти построения не сохранились — они были разобраны в 20-х годах на дрова, но овраг носит название «Магази».

Пережив многое в годы гражданской войны, жители начали устраи­вать свой быт, свое хозяйство, думая о будущем. Тяжело им пришлось. Тяжелым был вопрос по продовольствию, не хватало зерна, рабочих рук, чтобы засевать поля после изгнания белых с Урала. С конца 1919 года начинали в принудительном порядке собирать «излишки» хлеба у кре­стьян, которого не хватало самим, чтоб прокормиться и отсеяться вес­ной 20-го года. Чтобы легче было продержаться в трудные годы, кресть­яне под руководством активистов Советской власти создавали комите­ты бедноты (комбеды), коммуны, ТОЗы (товарищество по совместной обработке земли).

Источник: «Очерки истории Артинского района», с. 480-482