Гора находится на территории Артинского района в пределах западных предгорий южной тайги Урала. Невысокая, 600—700 м над у. м., гора сложена зеленовато-серыми песчаниками и глинистыми сланцами палеозоя с прослоями небольшой мощности мергелей и известняков. Она круто обрывается в сторону правого берега р. Уфы. Самый близкий населенный пункт — д. Курки в 2 км, расстояние от районного центра — р. п. Арти 12 км.
Более ста лет назад местные песчаники разрабатывались для производства мельничных жерновов и точильных кругов, почему в старых источниках гора называется еще Точильной. Жители же окрестных мест Кашкабашем называют один из логов, примыкающих справа к р. Уфе, а саму гору — Ромашевой, чаще Ромашевкой.
Эта небольшая гора внешне ничем не примечательна, но она представляет особый геологический памятник — стратотипический разрез артинского (одного из древних на Урале) яруса нижнепермской системы. Площадь памятника 617 га.
Артинский ярус выделен известным геологом, уроженцем нашей области А. П. Карпинским (1846—1936). В то время геологическое строение Урала было выявлено лишь в общих чертах. Представления о нем европейских ученых А. Гумбольдта, Г. Розе, Р. Мурчисона и других фактически основывались на беглых наблюдениях. Исследования русских геологов — М. И. Протасова, Н. И. Стражевского, Г. Е. Щуровского, Э. К- Гофмана—касались лишь отдельных районов этой обширной горной страны. А. П. Карпинский, тогда еще молодой ученый, начал вести на Урале исследования в области стратиграфии, петрографии и минералогии, тектоники, палеонтологии и палеогеографии.
Палеонтологию — науку, изучающую по ископаемым остаткам организмов историю развития растений и животных, и палеогеографию — раздел исторической геологии о природных условиях прошлых геологических эпох — Карпинский считал главным делом своей жизни. В 1873 г., посетив окрестности Артинского завода, в частности массив Кашкабаш, он впервые в истории геологической науки обнаружил остатки особых морских головоногих моллюсков со свернутыми в спираль раковинами — аммонитов (Аммон — греческое имя божества, изображавшегося с рогами горного барана). По местности, где впервые были обнаружены эти вымершие беспозвоночные животные, и был назван новый геологический ярус. Позже здесь же были найдены и другие морские беспозвоночные ископаемые — гониатиты, брахиоподы и кораллы.
Открытие артинского яруса А. П. Карпинский считал «самым важным результатом… своих исследований на Урале». Об этом в 1891 г. в работе «Об аммонеях артинского яруса и о некоторых сходных с ними каменноугольных формах» он писал так: «…Удалось показать, что… рассматриваемые слои, отличаясь своеобразной фауной, носят переходный характер между отложениями каменноугольной и пермской систем» и далее: «…Находя целесообразным выделить эту свиту слоев в отдельный ярус, я придал ему название Артинского, сложившегося можно сказать исторически».
В наше время геологи чаще называют этот ярус «ярусом Карпинского». Открытие его не только восполнило стратиграфию — геологическую летопись палеозойских отложений Урала, но имело и огромное практическое значение. В советское время стало известно, что артинские отложения прослеживаются вдоль всего западного склона Урала, в районе же пос. Арти мощность его достигает 500 м и более. В 1929 г. было также установлено, что с песчаниками и другими породами этого яруса связаны месторождения нефти, в том числе нефти «второго Баку» — Ишимбаевского, Верхнечусовских городков и др. Как писал академик А. А. Борисяк, «ярус Карпинского служит путеводной звездой, которая указывает путь в поисках новых месторождений нефти».
Гора Кашкабаш долгое время была единственным местом в России, где были открыты органические остатки этого возраста, и лишь в советские годы подобные отложения были найдены и в других районах страны. Артинские отложения изучались русскими (особенно П. И. Кротовым, автором работы «Артинский ярус», 1885 г.), советскими учеными (Д. В. Наливкиным, Б. И. Чувашевым и Г. В. Дюкиной).
Охрана такого уникального места имеет большое научное и познавательное значение. Гора Кашкабаш в 1960 г. была объявлена геологическим памятником природы союзного значения. Однако охрана его немыслима без охраны всего массива, и прежде всего его лесов.
Леса, покрывающие склоны и вершину горы Кашкабаш, преимущественно березово-сосновые. На фоне их нередки крупные пятна ело- во-пихтовых лесов и чистых ельников. Под пологом леса, а нередко и в древесном ярусе вместе с елью обильна липа, кое-где образующая сплошные рощи. Ближе к долине р.Уфы леса чередуются с большими участками красочных суходольных (незаливаемых) лугов — ценных сенокосных угодий.
Источник: Архипова, Н. П. «Заповедные места Свердловской области» – Уральское книжное издательство, 1984., с 40-41